Школьные олимпиады

Рейтинг сложности предметов Всероссийской олимпиады школьников

Как сравнить сложность школьных олимпиад

Безусловно способности детей распределены неравномерно. Бывают и явно выраженные гуманитарии и чистые математики. Для математика выиграть олимпиаду по литературе во много раз сложнее, чем победить на математической олимпиаде. Поэтому сложность школьной олимпиады — вещь относительная и зависит от способностей ребенка.

Но предположим, что ребенок имеет хорошие способности в математике, физике и информатике и ему все три предмета нравятся. Если уделять всем предметам одинаковое время, то шансы выиграть всероссийскую олимпиаду по какому-то из этих трех предметов будут ниже, чем если сконцентрироваться на одном из них. Какой предмет выбрать, чтобы было больше шансов стать победителем? Другой пример, как выбрать между литературой и историей?

Статус победителя Всероссийской олимпиады школьников помимо приличного денежного приза дает возможность поступления в ВУЗ без учета результатов ЕГЭ, да еще и на бюджетное место. Очень хорошая мотивация для участия в олимпиадах. Подготовка ребенка к уровню победителя ВОШ занимает много времени и ресурсов. И многие школьники и их родители хотели бы понимать, в какой области их усилия могут дать лучше результат.

Для сравнения степени сложности школьных олимпиад можно использовать статистику результатов выступления школьников. Предположим, что 20 учеников 9-10 классов стали победителями и призерами ВОШ по одному из предметов. В соответствии с правилами проведения олимпиады они без отбора приглашаются на финал следующего года. У них есть опыт побед в финале, год времени на совершенствование своих знаний по предмету и что также важно их соперники по финалу из 11 класса уже не смогут принять участия и на смену  им придут более молодые и менее опытные соперники. Кажется, что повторить или улучшить свой прошлогодний результат в таких условиях не так уж и трудно. Однако, рассмотрим два возможных варианта:

  • 10 человек улучшили свой прошлогодний результат и 10 показали такой же.
  • 10 человек показали такой же результат, а 10 ухудшили свой результат.

В каком из этих двух случаев можно сказать, что олимпиада была более сложной? На мой взгляд очевидно, что чем большая доля прошлогодних победителей и призеров показывают в новом году результат лучше, тем легче им дается олимпиада. И наоборот, если школьники через год показывают результат хуже, то это говорит о более высокой сложности. В соответствии с этой логикой было выбрано 3 критерия для сравнения сложности различных предметов ВОШ:

  1. Для всех учеников, которые принимали участие в финалах олимпиады по предмету в 2017  и 2018 году, считаем долю учеников, которые улучшили свои результаты в 2018 году. Это участники финала 2017, которые стали призерами или победителями в 2018 году или призеры 2017 года, ставшие победителями в 2018 году.
  2. Для всех победителей и призеров 2017 года, которые также принимали участие в финале 2018 года, считаем долю учеников, которые не ухудшили свои результаты в 2018 году.
  3. Для всех участников финала 2017 года, не ставших победителями и призерами, которым пришлось заново отбираться на финал 2018 года через предварительные этапы, считаем долю учеников успешно прошедших в финал 2018 года.

Расчет рейтинга сложности предметов на ВОШ

Таблица 1. Результаты победителей финалов 2017 года в финале 2018 года

Предмет20172018Доля, %Поб 2018Пр 2018
Английский6350%20
Астрономия33100%21
Биология55100%41
География5480%40
Информатика11100%10
Испанский22100%02
История5480%22
Итальянский22100%11
Китайский100%00
Литература4375%02
Математика55100%23
МХК55100%21
Немецкий44100%40
Обществознание5480%13
ОБЖ44100%22
Право66100%13
Русский8788%16
Технология100%00
Физика33100%12
Физкультура11100%10
Французский4125%10
Химия4375%12
Экология22100%11
Экономика33100%11

Примечания:

  1. В колонке «2017» показано количество победителей финалов 2017 года младше 11 класса, которые могли принять участие в финале 2018 года.
  2. В колонке «2018» показано количество победителей финалов 2017 года, принявших участие в финале 2018 года.
  3. В колонке «Доля, %» показана процентная доля победителей 2017 года, принявших участие в финале 2018 года.
  4. В колонке «Поб 2018» указано количество победителей финала 2018 года из числа победителей 2017 года.
  5. В колонке «Пр 2018» указано количество призеров финала 2018 года из числа победителей 2017 года.

Таблица 2. Результаты призеров финалов 2017 года в финале 2018 года

Предмет20172018Доля, %Поб 2018Пр 2018
Английский15960%15
Астрономия1313100%37
Биология1616100%28
География1414100%57
Информатика1919100%315
Испанский121192%56
История221986%510
Итальянский3267%00
Китайский44100%11
Литература232191%49
Математика262596%513
МХК232191%312
Немецкий1414100%49
Обществознание1818100%210
ОБЖ2020100%28
Право292690%38
Русский312787%319
Технология7686%23
Физика282589%014
Физкультура22100%11
Французский9889%52
Химия1717100%29
Экология121192%28
Экономика121192%09

Примечания:

  1. В колонке «2017» показано количество призеров финалов 2017 года младше 11 класса, которые могли принять участие в финале 2018 года.
  2. В колонке «2018» показано количество призеров финалов 2017 года, принявших участие в финале 2018 года.
  3. В колонке «Доля, %» показана процентная доля призеров 2017 года, принявших участие в финале 2018 года.
  4. В колонке «Поб 2018» указано количество победителей финала 2018 года из числа призеров 2017 года.
  5. В колонке «Пр 2018» указано количество призеров финала 2018 года из числа призеров 2017 года.

Таблица 3. Результаты участников финалов 2017 года в финале 2018 года

Предмет20172018Доля, %Поб 2018Пр 2018
Английский15960%15
Астрономия12433%02
Биология10660%02
География7229%01
Информатика271970%110
Испанский5360%12
История7571%12
Итальянский4125%00
Китайский5240%00
Литература19526%03
Математика361542%09
МХК291034%26
Немецкий3267%10
Обществознание15427%11
ОБЖ1119%01
Право361644%111
Русский231252%05
Технология6233%02
Физика20525%02
Физкультура000%00
Французский10990%33
Химия211467%36
Экология10440%12
Экономика11655%13

Примечания:

  1. В колонке «2017» показано количество участников финалов 2017 года младше 11 класса, которые могли принять участие в финале 2018 года.
  2. В колонке «2018» показано количество участников финалов 2017 года, принявших участие в финале 2018 года.
  3. В колонке «Доля, %» показана процентная доля участников финалов 2017 года, принявших участие в финале 2018 года.
  4. В колонке «Поб 2018» указано количество победителей финала 2018 года из числа участников 2017 года.
  5. В колонке «Пр 2018» указано количество призеров финала 2018 года из числа участников 2017 года.

Таблица 4. Рейтинг сложности предметов, по которым проводится Всероссийская олимпиада школьников (чем выше рейтинг, тем легче предмет)

ПредметВсего++,%--,%==,%Рейтинг
Французский181165%111%633%243,6%
Информатика391437%15%2462%202,2%
Испанский16857%215%638%201,8%
Немецкий20531%16%1470%192,4%
История28833%626%1450%178,7%
Технология8450%117%338%166,7%
Английский21739%433%1048%165,6%
Химия341135%840%1544%162,2%
Экология17533%215%1059%157,9%
Физкультура3150%00%267%150,0%
Экономика20424%429%1260%149,5%
Биология27415%726%1659%148,9%
География20630%210%1260%148,6%
Математика451435%1033%2147%143,3%
Русский46821%1132%2759%140,3%
Астрономия20525%420%1155%138,3%
МХК361135%935%1644%135,4%
Право481536%2063%1327%117,7%
Литература29727%1146%1138%107,4%
Китайский6117%250%350%106,7%
Обществознание26418%941%1350%103,9%
Физика3327%1346%1855%85,2%
ОБЖ25314%1250%1040%73,4%
Итальянский500%375%240%50,0%

Примечания:

  1. В колонке «Всего» показано количество школьников, принявших участие в двух финалах 2017 и 2018 годов.
  2. В колонке «+» показано количество финалистов 2018 года, улучшивших свой результат 2017 года.
  3. В колонке «+, %» показана процентная доля финалистов 2018 года, улучшивших результат 2017 года.
  4. В колонке «-» показано количество финалистов 2018 года, ухудшивших свой результат 2017 года.
  5. В колонке «-, %» показана процентная доля финалистов 2018 года, ухудшивших результат 2017 года.
  6. В колонке «=» показано количество финалистов 2018 года, показавших аналогичный результат в 2017 года.
  7. В колонке «=, %» показана процентная доля финалистов 2018 года, показавших аналогичный результат в 2017 года.
  8. В колонке «Рейтинг» показан рейтинг сложности предметов на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, рассчитанный как сумма вышеназванных трех критериев.

Таблица 5. Рейтинг сложности прохождения из регионального этапа в команду Москвы на заключительный этап

ПредметРЭ 2018Команда2017Доля, %Рейтинг
Французский35470917,2%243,6%
Информатика60472208,6%202,2%
Испанский185461317,8%201,8%
Немецкий269491811,5%192,4%
История136672233,6%178,7%
Технология3592063,9%166,7%
Английский133079125,0%165,6%
Химия72982208,5%162,2%
Экология79650134,6%157,9%
Физкультура4822233,9%150,0%
Экономика7491061412,3%149,5%
Биология103069214,7%148,9%
География74641183,1%148,6%
Математика1201109306,6%143,3%
Русский298590341,9%140,3%
Астрономия33838166,5%138,3%
МХК96776265,2%135,4%
Право1727143326,4%117,7%
Литература302480241,9%107,4%
Китайский1051449,5%106,7%
Обществознание262588222,5%103,9%
Физика131186284,4%85,2%
ОБЖ105961243,5%73,4%
Итальянский9318415,1%50,0%

Примечания:

  1. В колонке «РЭ 2018» показано количество школьников, принявших участие в региональном этапе 2018 года.
  2. В колонке «Команда» показано количество школьников в команде Москвы на заключительном этапе ВОШ 2018 года.
  3. В колонке «2017» показано количество победителей и призеров ВОШ 2017 года в команде Москвы на заключительном этапе 2018 года.
  4. В колонке «Доля, %» показана доля участников регионального этапа, прошедших в команду Москвы на финал 2018 года. Например, в команде по информатике на финал 20 мест из 72 достались прошлогодним призерам. 52 места досталось 604 участникам региона. 52/604=8.6%
  5. Колона «Рейтинг» соответствует такой же колонке из Таблицы 4. Приведена в Таблице 5 для удобства сравнения.

Заключение

Безусловно данный рейтинг сложности предметов из Всероссийской олимпиады школьников не может являться абсолютно точным мерилом какую олимпиаду легче выиграть. Но в виду отсутствия других аналогичных показателей может давать примерное представление для школьников и их родителей, в какой области у них больше шансов добиться успеха.

Следует также учитывать такой показатель из Таблицы 5, как доля участников регионального этапа, которая прошла на заключительный этап в команду Москвы. Например, для русского языка она составляет всего 1,9%, а для французского и испанского языков более 17%. Попадание итальянского языка в конец рейтинга может быть связано с маленьким количеством участников, что не позволяет получить достоверные результаты по такому количеству статистических данных. Большая доля участников регионального этапа, попавших на финал (15,1%) показывает схожесть сложности олимпиады по итальянскому с другими языковыми олимпиадами. Из не языковых олимпиад проще всего было попасть на финал по экономике — 12,3%, а а сложнее всего по литературе — 1,9%.

Если вернуться к вопросу, поставленному в начале статьи, то в данном рейтинге можно найти ответ. Олимпиаду по информатике выиграть проще, чем по математике, а математику проще, чем физику. Для информатики 202,2% / 8,6%, для математики 143,3% / 6,6%, для физики 85,2% / 4,4%. Если сравнивать историю с литературой, то получается что историю выиграть проще: 178,7% /3,6%    —    107,4% / 1,9%.

Рейтинг за 2019 год

4 thoughts on “Рейтинг сложности предметов Всероссийской олимпиады школьников”

  1. Очень люблю такие статьи на статистику)))Каждые данные можно интерпретировать под выгодные условия или то,что вы хотели показать.Я нашла ошибочка и в критериях,и в оценке данных.А вы?P.S.Рекомендую к прочтению книги «Как не ошибаться»и «Путеводитель во лжи».

  2. Ну для ясности тут можно сказать, что сравнивать по количеству прошедших на закл, да еще и улучшивших результат — это как-то странно. Во-первых, как можно связать эти параметры? И как какую выборку тут тогда считать генеральной? И по какому принципу можно сравнивать цикл естественных наук с гуманитарными? И каждая олимпиад очень сильно индивидуальна! Нет простых олимпиад, и нельзя их сравнивать. Например, в биологии много тестовых заданий, а также практика, как и в химии, так и в физике. Даже количество разное туров. Одним словом, нельзя притянуть все предметы по одну гребенку. Здесь нужен многофакторный анализ, с большой статистической выборкой. Здесь я не вижу прямой зависимости , да и понятие «сложность» — дано расплывчато. Каждая олимпиад -индивидуальна, да и здесь нет учета так называемых «квотников» из регионов, в которых по проходным никто не прошел. Да и число победителей/призеров везде разное.

  3. Анна, у Вас просто мешанина несвязанных между собой мыслей, все навалено в одну кучу: «все олимпиады индивидуальны», «нет простых олимпиад, их нельзя сравнивать», «нельзя притянуть все предметы под одну гребенку», при этом пишите что «нужен многофакторный анализ с большой статистической выборкой».
    Я думаю, что Вам стоит написать организаторам ЕГЭ, что нельзя все предметы оценивать по 100 бальной шкале. Там ведь и количество заданий разное, и материал по истории очень сильно отличается от математики, да и количество участников разное. 🙂

    Если Вы не видите зависимости, то это не значит, что ее нет. Рассмотрим простой пример. Количество участников в РЭ по русскому языку в Москве 2985 учеников, из них на заключительный этап прошли 1,9% (менее чем 1 из 50). Участников по испанскому языку 185, на ЗЭ прошли 17,8% (более чем 1 из 6). Уже даже по этим цифрам видно, что шансов попасть на финал у детей, изучающих испанский язык больше, чем у участников олимпиады по русскому языку. Конечно, можно и тут найти «причину» по которой все на самом деле по-другому. Например, в испанском соревнуются профессионалы (у кого родители испанцы), а на олимпиаде по русскому 99% — это дети из Средней Азии, которые в одном слове делают по 3 ошибки. Поэтому надо использовать многофакторный анализ и олимпиаду по русскому языку выиграть проще.
    Вот еще более простой пример. Квалифицированных учителей по информатике катастрофически не хватает (https://aftershock.news/?q=node/748679), во многих школах старшеклассники даже не изучают информатику. Многие дети изучают программирование самостоятельно или на курсах. Поэтому количество участников олимпиады по информатике гораздо меньше, чем по математике и средний уровень подготовки программистов ниже, чем математиков. При желании способный ученик почти с нуля может за год подготовиться до уровня участника финала. В математике такой фокус практически невозможен. И это можно в какой-то степени оценить по количеству участников РЭ и доле прохода в финал.

    Далее, есть такое понятие, как конкуренция. Чем она выше, тем сложнее добиться хорошего результата. Любая ошибка может дорого стоить. Конкуренцию можно оценить по результатам прошлогодних участников ЗЭ. Например, ученик из 10 класса стал победителем в финале в прошлом году. На следующий год он учится в 11 классе, среди его конкурентов в финале нет прошлогодних 11-классников. Зато появились новички из 9 класса. У них еще нет опыта участия в финале, 2 года разницы с 11 классом. Теоретически, выиграть в этом году у прошлогоднего победителя из 10 класса должно получиться легче. А если ему не удастся это сделать, то это означает, что «сложность» предмета выше, чем если бы прошлогодние победители легко подтверждали свой прошлогодний статус. Теперь рассмотрим результаты участников финала 2018 по информатике: только 5% участников из финала 2017 года ухудшили свой результат, 37% — улучшили. А по физике, 46% участников ухудшили свой результат по сравнению с 2017 годом, и только 7% улучшили. Я даже не знаю, каким образом можно прицепить сюда многофакторный анализ, чтобы обосновать более легкую олимпиаду по физике по сравнению с информатикой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *