Moscow school stats

Анализ результатов Всероссийской олимпиады школьников

Всероссийская олимпиада школьников проводится по 24 предметам. Победители и призеры от Москвы получают большие денежные призы (победители финалов — 500 тысяч рублей, призеры — 300 тысяч рублей, участники финалов — 100 тысяч рублей), возможность поступить в российские ВУЗы без конкурса и много других интересных возможностей (Сириус, международные олимпиады, президентские стипендии). Все это формирует мотивацию среди лучших школьников принимать участие в этих олимпиадах. Это действительно является самым массовым интеллектуальным соревнованием среди российских учеников.

Помимо тех вожделенных призов, которые ожидают финалистов олимпиады, она дает хороший источник данных для оценки ситуации в школьном образовании. Все участники олимпиады имеют уникальные идентификаторы (логины), под которыми они выступают все время обучения в школе. Результаты хранятся в открытом доступе на сайте олимпиады. К сожалению, до 2014-2015 учебного года отсутствует очень много данных, что не позволяет проводить сравнительный анализ больше, чем за последние 5 лет. Но и 5 лет тоже не маленький период, который позволяет сделать определенные выводы.

Количество участников ВОШ 2015-2019

Участники ВОШ20152016201720182019
Уникальные логины3122830259323583424136041
Количество участников Всероссийской олимпиады школьников, которые становились как минимум призером муниципального этапа, за последние 5 лет

За 5 лет 2015-2019 на сайте олимпиады есть данные о 102565 участниках из московских школ, которые становились как минимум призерами муниципального этапа олимпиады.

Статистические рекорды

Максимальное количество побед в финалах

6 раз: Иван Резниченко, школа № 625 и Софья Ганиева, школа № 1543

Максимальное количество призовых мест в финалах

9 раз: Ален Алиев, школа Интеллектуал

Максимальное количество дипломов в финалах

10 раз: Руслан Салимгареев, школа № 179

Максимальное количество участий в финалах

11 раз: Ален Алиев, школа Интеллектуал

Максимальное количество побед во всех этапах ВОШ (начиная с муниципального)

26 раз: Евстафьев М.А., школа № 1434 и Попов П.А., школа № 1514

Максимальное количество призовых мест во всех этапах ВОШ (начиная с муниципального)

39 раз: Копылова М.И., школа Сотрудничества

Максимальное количество участий в этапах ВОШ (начиная с муниципального)

58 раз: Евстафьев М.А., школа № 1434

Общий уровень образования через статистику ВОШ

Безусловно, мы все рады, что у нас в стране есть одаренные дети, которые побеждают в интеллектуальных олимпиадах и успешно представляют нашу страну на международных соревнованиях. Но наше школьное образование не ставит цель подготовить учеников к таким соревнованиям. Для успешного выступления в олимпиадах школьники готовятся дополнительно в олимпиадных школах, на сборах, в кружках, с репетиторами. Поэтому результаты финалов олимпиад не отражают качество массового школьного образования.

Стать призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по силам практически любому ученику, который учится на 4-5 по предмету. Вряд ли подготовка ученика до уровня призера муниципального этапа может являться серьезным достижением для школы. Все призеры муниципального этапа проходят на следующий этап олимпиады — региональный. С этого этапа уже начинается самое интересное. С одной стороны задания еще не сверх сложные, чтобы с ними могли справиться только самые умные дети. С другой стороны, знаний, получаемых на школьных уроках, уже может быть недостаточно для успешного выступления. Фактически уровень призера регионального этапа определяет либо одаренных детей, способных за счет врожденных талантов решать задачи выше школьного уровня, либо детей, которые занимаются предметом дополнительно сверх школьной программы.

С учетом сказанного в начале статьи о поощрительных призах для олимпиадников, мотивация на учебу у школьников и их родителей должна быть хорошей. Руководство школ также крайне заинтересовано в успешном выступлении своих воспитанников в олимпиадах, так как на этом основан рейтинг школ и ведущие школы получают большие гранты от мэра Москвы. Интересы и школ, и родителей и сильных учеников старших классов здесь совпадают. Поэтому показательным будет являться, какая доля учеников сможет преодолеть барьер призера регионального этапа. Фактически это является индикатором, насколько наша система массового образования способна за 8 лет обучения (с 1 по 8 класс) формировать у учеников стремление к познанию нового за установленными рамками, желание прилагать усилия сверх необходимых в настоящее время ради получения больших ощутимых выгод в недалеком будущем.

Для получения нужного показателя с базой участников ВОШ были проделаны следующие процедуры:

  1. Выбираем выпускников 2019 года (11 класс), которые учились в Москве как минимум с 9 класса, то есть присутствуют в базе за 2017 год. Исключаем школьников, которые учились в других регионах и приехали, например, в СУНЦ МГУ в 10 классе.
  2. Считаем сколько раз эти выпускники успешно выступали в олимпиаде по предмету, то есть становились как минимум призерами регионального этапа за последние 3 года своей учебы в 9-11 классах.
  3. Проделываем аналогичные расчеты для выпускников 2017 и 2018 годов.

Результаты расчетов представлены в таблице ниже:

Количество олимпиадников среди выпускников 11 класса в Москве

Предмет17_117_217_3SumДоля_1718_118_218_3SumДоля_1819_119_219_3SumДоля_19
Итого110657743821211234622542239813006676282595
Математика5032581400.27%5338591500.26%6438621640.27%
Физика7835451580.30%8139341540.27%8945341680.28%
Информатика201627630.12%212231740.13%252723750.12%
Русский9852391890.36%11156342010.35%12861522410.40%
Литература13556182090.40%15847372420.42%15262402540.42%
Английский8736101330.25%11950221910.33%13350312140.35%
Химия352319770.15%282029770.13%3728371020.17%
Биология5935371310.25%6943421540.27%6841601690.28%
Астрономия1184230.04%1179270.05%14410280.05%
География312017680.13%341520690.12%302521760.12%
История8449321650.31%7645331540.27%8939391670.27%
Экономика30183510.10%40223650.11%34186580.10%
Обществознание14851252240.43%15371262500.44%15260382500.41%
Искусство4933281100.21%6233401350.24%6633301290.21%
Испанский56110.02%1389300.05%101111320.05%
Итальянский7180.02%21360.01%32490.01%
Китайский2350.01%254110.02%23380.01%
Немецкий1273220.04%22812420.07%9711270.04%
ОБЖ251219560.11%201332650.11%4723381080.18%
Право6826111050.20%8038211390.24%7239201310.21%
Физкультура81718430.08%7520320.06%131221460.08%
Французский8259420.08%26167490.09%171514460.08%
Экология47129680.13%35911550.10%381813690.11%
Технология947200.04%11114260.05%8610240.04%
Примечания:
1. Колонки 17_1, 18_1, 19_1 показывают количество выпускников 2017, 2018, 2019 годов, которые становились хотя бы 1 раз как минимум призером регионального этапа ВОШ по предмету за последние 3 года обучения в 9-11 классах
2. Колонки 17_2, 18_2, 19_2 показывают количество выпускников 2017, 2018, 2019 годов, которые становились 2 раза как минимум призером регионального этапа ВОШ по предмету за последние 3 года обучения в 9-11 классах
3. Колонки 17_3, 18_3, 19_3 показывают количество выпускников 2017, 2018, 2019 годов, которые становились как минимум призером регионального этапа ВОШ по предмету все 3 года обучения в 9-11 классах
4. Колонки Sum показывают сумму предыдущих 3 колонок, то есть всех учеников в выпускных классах, которые были как минимум призерами регионального этапа по предмету 1-3 раза
5. Колонки Доля_17, Доля_18, Доля_19 показывают долю учеников в выпускных классах города, в процентах от количества выпускников, которые становились как минимум призерами регионального этапа по предмету в 9-11 классах

В представленной таблице можно увидеть, что количество школьников в выпускных классах, которые становились как минимум призерами регионального этапа (РЭ), например, по математике немного выросло за 3 года: 140 в 2017 году, 150 в 2018 году, 164 в 2019 году. Но и количество учеников в выпускных классах также выросло за эти год и доля олимпиадников-математиков не изменилась: 0,27% — 0,26% — 0,27%. В таблице ниже можно посмотреть, какова общая доля выпускников, которые смогли стать призерами РЭ за последние 3 года своей учебы:

Доля выпускников 11 класса — призеров РЭ ВОШ

Показатель201720182019
Выпускники 11 класс526555709161000
Призеры РЭ и выше хотя бы раз в 9-11кл135315311725
Доля, %2.57%2.68%2.83%
Призеры РЭ и выше 3 года подряд 9-11кл389465553
Доля, %0.74%0.81%0.91%
Призеры РЭ и выше 3 года подряд по 2 предметам385253
Доля, %0.072%0.091%0.087%
Призеры РЭ и выше 3 года подряд по 3 и более предметам51113
Доля, %0.009%0.019%0.021%
Примечания:
1. Количество выпускников в 2019 будет позже уточнено
2. Некоторые ученики успешно выступали по нескольким предметам ВОШ, поэтому количество учеников Москвы, которые хотя бы 1 раз в 9-11 классах становились как минимум призерами регионального этапа в этой таблице меньше, чем сумма призеров по всем предметам в отдельности в предыдущей таблице

Выводы

Тенденция роста количества учеников среди выпускников города Москвы, которые хотя бы один раз за 3 года обучения в 9-11 классах смогли преодолеть порог призера регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по любому предмету радует: 2,57% в 2017 году, 2,68% в 2018 году и 2,83% в 2019 году. Но сам размер этой доли вызывает нехорошие мысли. Меньше чем один на 35 московских школьников. Подавляющее большинство (более 97%) не способно или не имеет никакого желания освоить учебный материал более сложный, чем положено по школьной программе. А тех, кто готов это делать регулярно, вообще меньше 1%. Это главный вывод, который позволяет понять, каких людей готовит наша система массового образования. Не стоит удивляться потом, что людей, которые не боятся делать что-то большее, чем положено по должностным инструкциям, в стране дефицит.

Данные результаты напомнили мне о статье, написанной Татьяной Юрьевной Воеводиной еще 7 лет назад: (1, 2). Актуальности она не потеряла до сих пор. Позволю себе процитировать отрывок из нее.

Вопрос о том, что именно должен знать и уметь выпускник средней школы – не такой уж простой. Вот говорят: надо знать математику. А зачем? Где она применяется? Ну, в нормальной, повседневной жизни. То же с физикой. Где критерий? Русский, говорите? Орфография? Да её компьютер проверяет – нам-то она зачем? Не говоря уж о литературе. 

Какие тут критерии? Критерий один – предположительная дальнейшая жизнь выпускника.

Что он будет делать после окончания школы? Что ему потребуется? Вернее, даже так: на каких людей будет запрос в будущем? Никто, конечно, в подробностях этого знать не может. Речь лишь о предположениях. Можно сказать, о желаниях, даже о коллективной мечте, об образе будущего. 

Образ будущего, коллективная интегральная мечта о будущем – это очень важная вещь. Именно она определяет, сознательно, а чаще бессознательно, наше сегодняшнее поведение. Какой у нас сегодня образ будущего? Как его понять? Понять его можно из сегодняшнего поведения, особенно из поведения молодёжи. Молодёжь очень чутко и некритично улавливает общественную атмосферу. 

Сегодняшнее образование и тренд его развития очень ясно характеризует существующий в умах образ будущего. Вот он: РАБОТАТЬ БУДУТ ДРУГИЕ. Какие другие? А фиг его знает… таджики какие-нибудь, иностранные инвесторы… Но не МЫ. А что же будут делать драгоценные МЫ? Мы будем сочинять нано-технологии и консультировать друг друга по правовым вопросам глобального маркетинга — так я понимаю дело.

Счастливчики сегодня получают непринуждённое гуманитарное образование. Ну, максимум медицинское (лучше всего в области эстетической медицины. Что-нибудь «косметолог-визажист»). Они становятся успешными адвокатами, модными журналистами, ну или вообще ВИПами широкого профиля. Одна гламурная журналистка прямо так и назвала свою книжку – «Слава богу, я ВИП». Вот к чему стремится молодёжь, вот кто сегодня «космонавты».

И в этом состоит причина неуспеваемости по математике, а вовсе не в какой-то её запредельно-непостижимой трудности. Конечно, випами станут единицы, остальные – далеко не випами, но чувство жизни, общая атмосфера, разлитая в мире, говорит: да ну её, эту нудьгу, всё равно МНЕ она не нужна. Даже если на поверхности сознания он считает, что это может когда-нибудь «пригодиться» — всё равно внутри себя он уже знает главную истину: работают – лохи. На заводах, на стройках – лохи. 

Математика, физика, химия – все эти трудные науки возникли и существуют для одной-единственной цели – для практической деятельности человечества. Они – не для развлечения. Для производства, попросту говоря. В средней школе их учат для того, чтобы впоследствии иметь базу для получения квалификации инженера, или техника, или квалифицированного рабочего. Если такая задача не ставится, эти дисциплины не нужны.

Ради развлечения или общего развития эти науки ни к чему. А поскольку дела нет и не предвидится – эти дисциплины становятся пустой и ненужной обузой. «Изящней оно и прелестней» изучать какую-нибудь болтологию. И школота это чутко улавливает, на подсознательном уровне улавливает. 

В чём же дело? А вот в этом – в атмосфере. Никто так вот внятно это не оглашает и не формулирует. Но атмосфера в обществе – такая, этим дышат дети и молодёжь. Именно поэтому они и являют такую необычайную математическую и естественно-научную тупость. Являют потому что – можно. Было б нельзя – выучили всё как миленькие. 

Можно ли эту атмосферу изменить? Я не знаю, можно ли это сделать целенаправленно, но атмосфера, безусловно, способна меняться. Но не школа определяет эту атмосферу. Школа выполняет запрос общества. Не на специалистов даже – на людей определённого склада. Когда-то был запрос на работников. Сегодня – на болтунов и проныр. И им математика, действительно, не нужна – прав был г-н Фурсенко в бытность свою министром наробраза. Изменится атмосфера – и тригонометрия станет легка и захватывающе интересна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *