Революция в образовании

Как учили в школах средневековья

Old Russian school

Количество информации, которой требовалось научить в древних школах, было по современным меркам настолько мало, что об эффективности образовательных методик не было смысла задумываться. По мере увеличения объема знаний об окружающем мире и создания научных дисциплин, возрастала нагрузка на школьников. Однако методы усвоения информации не менялись столетиями. Основным методом повышения эффективности усвоения школьниками требуемых знаний оставались телесные наказания. Различные виды наказаний были распространенным и обыденным явлением. Это касалось не только детей простолюдин, но и дворян включая отпрысков царских особ. Иногда в дворянских семьях по субботам пороли всех детей без разбора: виноватых – за их провинности, а невинных – просто для профилактики, «чтоб не повадно было».

В Европе процесс обучения по своей жестокости можно было даже сравнивать с методами инквизиции. В британской «Таймс» была опубликована история миссис Уолтер Смит. За умеренную плату она готова была прийти на помощь родителям, которые из чувства жалости не могли преподать своим дочуркам настоящий урок английской суровости.

Эта особа не только выезжала с розгами на дом, но и издавала брошюры, в которых подробно описывала, как следует воспитывать юную девушку. Строгость этих буклетов граничила с садизмом, но даже это не останавливало родителей, которые за 100 фунтов в год отдавали своих непослушных дочек в школу, которую открыла миссис Уолтер Смит.

 

Пороть розгами в школе

Пороть розгами нерадивых учеников в школе — было вполне обыденным способом стимуляции рвения к получению знаний. С изменением моральных устоев в обществе, отказом от древних обычаев и внедрения гуманистических ценностей изменения произошли и в школьных методиках преподавания. Даже в консервативной Англии в 1984 официально запретили телесные наказания в государственных школах, как унижающие человеческое достоинство. В частных школах такого запрета до сих пор нет. Эффективность таких методов обучения с позиции современной педагогической науки вызывают очень большие сомнения и все меньше остается людей, кто вспоминает про ремень как об эффективном средстве для повышения мотивации к учебе у собственных отпрысков.

 

Современная школа

Урок в школеПосле запрета телесных наказаний в школах изменения процесса обучения в школе сводились в основном к развитию гуманных технологий, чтобы сделать учебу более комфортной, интересной, радостной. Появление электронных досок, учебников, дневников, развитие методик игрового обучения, уроки в музеях, экскурсионные поездки и прочие разные ухищрения позволяют сделать процесс нахождения в школе более веселым и занимательным. Но он не меняет главного. Есть чиновники от образования, которые решают, какие знания должен получить ребенок в школе по федеральным стандартам и школа должна обеспечить запихивание этих знаний. Различные формы экзаменов ГИА, ЕГЭ, ВПР и т.д. проверяют насколько успешно прошел процесс усвоения знаний. Лучшие школы поощряются финансированием. Концепция, что ученик является этаким «ящиком», который надо наполнить знаниями, не изменилась.

Тут стоит отметить тот факт, что внедрение либерального подхода в воспитание детей и полный отказ от каких-либо наказаний, вплоть до уголовного преследования взрослых за такие наказания, постепенно перевернул ситуацию с обучением детей в школе почти наоборот. Некоторые школьники, не стремящиеся к получению высшего образования после школы, пользуются почти полной безнаказанностью и издеваются над учителями. Имеет ли смысл держать таких детей в школе, тратя бюджетные деньги на обязательный по закону образовательный процесс?

Конечно есть множество людей, считающих что лучшее образование было в Советском Союзе и все изменения в школе делают его только хуже. Вот если вернуть все старое и немножко его подправить, то выпускники школ станут намного более образованными. А то сейчас они не знают основных фактов, которые в прежние времена знал наизусть любой школьник. Ну просто ужас какой-то. Вполне возможно, что советская школа для своего времени обеспечивала нужный уровень образования. Однако сейчас кардинальные изменения в обществе, происходящие с ускорение технического прогресса и взрывным ростом информационного потока, привели к осознанию необходимости изменения концепции образования. Все больше людей осознают бесполезность обучения путем запоминания «правильного» набора фактов и данных. Намного важнее становятся навыки эффективной работы с избыточной информацией и умение учиться. По оценкам множества специалистов нынешним школьникам придется столкнуться с необходимостью несколько раз в своей трудовой деятельности менять профессию и переучиваться.

Система «Поток»

Московская программа развития образования, опубликованная на Образовательном форуме 19 марта 2018 года, показывает что руководители столичного образования осознают необходимость перемен. В ближайшие годы школу ждут революционные в прямом смысле слова преобразования. Анонсировано, что будут отменены привычные нам уроки, которые будут заменены модулями по выбору учащегося, которые он может проходить в разным местах. То есть учащимся будет позволено самостоятельно определять необходимый ему набор знаний и источник получения этих знаний: школа, ВУЗ, курсы, репетиторы, самообучение, олимпиадные школы и т. д. Естественно, что эти изменения встретят массу недовольства и будут проходить несколько лет. Но в перспективе успешное внедрение новой концепции школьного образования способно дать поистине мощный стимул в развитии общества и каждой отдельно взятой личности, устранив недостатки стандартного образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *