Новые рекорды московских школьников
2 мая мэр Москвы на своем сайте поделился радостной вестью об очередных успехах московских школьников на Всероссийской олимпиаде. Москва бьет рекорды за рекордами:
Как написал Сергей Семенович: «Результаты всероссийской олимпиады школьников являются серьезной независимой оценкой уровня образования регионов». Москва в 3 раза обогнала регионы с «лучшими после Москвы результатами во ВОШ» по количеству победителей и призеров на душу населения!
Ох уж эта статистика
Как всем известно из крылатого выражения, существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. При желании можно подобрать такие цифры, которые подтвердят любые утверждения. Давайте разбираться, как произошло такое чудо.
Во-первых, связь школьного образования с олимпиадными результатами школьников весьма условная. Олимпиадные задания заключительного этапа ВОШ не имеют ничего общего со школьной программой. Подготовка к олимпиадам проходит отдельно от школьных занятий. Как правило, это олимпиадные кружки, сборы, лагеря, занятия с репетиторами/тренерами, самоподготовка. Иногда такие занятия могут организовываться школьными учителями в школах, но чаще это никак не связано со школой. На уроках победителям/призерам олимпиад бывает невыносимо скучно изучать темы вместе со всем классом. Но пока массовая школа не может предложить отдельной программы для лучших олимпиадников.
Участие школьников в олимпиадных кружках происходит в основном за счет стимулирующих воздействий от родителей, которые кровно заинтересованы в успехах своих чад. Победители ВОШ в Москве получают по 300 тысяч рублей, призеры — по 150 тысяч, что в разы выше региональных премий. Также им гарантировано обучение в профильном ВУЗе на бюджетном месте. Для малообеспеченных семей — это очень существенные деньги и наиболее реальный шанс получить бесплатно хорошее высшее образование в лучших российских ВУЗах. Я думаю, что многие родители хорошо представляют себе, что в реальности представляют дополнительные вступительные испытания (ДВИ) в ВУЗах. Поэтому даже хороший результат по ЕГЭ не может гарантировать поступление в институт, как это позволяет сделать олимпиада.
Во-вторых, результаты московских школьников сравниваются с «четырьмя регионами с лучшими после Москвы результатами во ВОШ и сопоставимой с Москвой суммарной численностью городского населения». Что это за регионы не раскрывается. Однако, если посмотреть на результаты регионов, то можно увидеть что в разные годы лидеры менялись и совершенно непонятно откуда взялись у мэра цифры за 2015-2018 годы: 2,42 — 2,5 — 2,5 — 2,29.
Если брать по-честному 4 лучших региона после Москвы, то средний результат этих регионов также показывает существенный рост:
Регион | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|
Москва | 4,78 | 5,67 | 6,6 | 7,24 |
4 лучших | 3,82 | 4,22 | 4,48 | 4,77 |
В-третьих, в соответствии с Порядком проведения ВсОШ Минобрнауки России количество победителей и призеров определяется, как доля от количества участников заключительного этапа. До 2015 года квоты победителей и призеров составляли 30% от общего числа участников, при этом победителей не более 8%. С 2015 года квоту победителей и призеров подняли с 30% до 45%. При этом нет никаких ограничений на количество участников от регионов.
Таблица: Статистика выступлений команды Москвы на заключительном этапе
Год | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Команда Москвы | 558 | 646 | 657 | 691 | 885 | 1108 | 1273 | 1377 | 1581 |
Победителей и призеров | 278 | 319 | 331 | 321 | 368 | 583 | 699 | 817 | 906 |
Доля дипломов | 49,8% | 49,4% | 50,4% | 46,5% | 41,6% | 52,6% | 54,9% | 59,3% | 57,3% |
Квота | 30% | 30% | 30% | 30% | 30% | 45% | 45% | 45% | 45% |
Лучше среднего | 1,66 | 1,65 | 1,68 | 1,55 | 1,39 | 1,17 | 1,22 | 1,32 | 1,27 |
Как видно из таблицы, с 2010 по 2018 годы количество участников от Москвы на заключительном этапе постоянно росло и за 9 лет увеличилось почти в 3 раза. При этом количество победителей и призеров на заключительном этапе устанавливается, как доля от общего количества участников. То есть 100 участников — 45 дипломов, 1000 участников — 450 дипломов. Отсюда возникает самый важный вопрос: это Москва стала готовить в 3 раза больше сильных олимпиадников, которые достойны уровня заключительного этапа, или просто снизились критерии допуска на заключительный этап, что позволяет посылать больше школьников и получать больше дипломов?
Из таблицы выше видно, что в 2010-2012 годах половина участников от Москвы становились призерами или победителями, при том что максимальная квота была 30% на всех участников. То есть уровень результатов московских школьников был в 1,65-1,68 раза выше, чем средний по стране. С 2013 года это преимущество стало уменьшаться. В 2015 году коэффициент доля призеров и победителей в команде был всего в 1, 17 раз выше, чем в среднем по стране. В 2016 и 2017 году он немного подрос, а в 2018 опять снизился. Но в любом случае преимущество москвичей перед средним результатом по стране за последние 4 года стало намного меньше, чем оно было в 2010-2013 годах. То есть постоянный рост участников от Москвы дает увеличение дипломов олимпиады, но это происходит одновременно с уменьшением критериев допуска на заключительный этап и не может свидетельствовать о росте качества образования в школах Москвы. Другой возможный вариант — качество подготовки к олимпиаде в регионах выросло существенно больше, чем в Москве и это позволило сократить отставание. Но верится в это с трудом.
В-четвертых, в Москве существует несколько школ-интернатов, которые набирают старшеклассников, показавших высокие результаты в олимпиадах. В первую очередь это СУНЦ МГУ и Университетская гимназия МГУ. Фактически они набирают 9-классников, которые стали победителями/призерами олимпиад в других регионах, и затем они уже в 10 и 11 классах приносят очки за Москву. Безусловно это искажает реальную картину «качества образования» в пользу Москвы. Только эти 2 школы дают Москве почти 10% победителей и призеров заключительного этапа. Большая часть учащихся в них не из Москвы. А ведь есть еще и другие школы-интернаты, например, Интеллектуал, кадетские школы-интернаты. К результатам московских школ добавили дипломы школ при посольстве России за рубежом. В 2018 году начнет работать большая частная школа с интернатом Летово, в которой тоже идет большой набор талантов из регионов. Если переписать из результатов команды Москвы дипломы, полученные старшеклассниками, переехавшими из других регионов, в их родные регионы, то мы увидим совершенно другую картину. Никакого преимущества у Москвы уже не будет.
В-пятых, не совсем корректно сравнивать количество дипломов по отношению к количеству населения региона. В Москве школьникам намного проще принимать участие в олимпиадах. А вот во многих регионах добраться до места проведения олимпиады — большая проблема, которая не позволяет принять в ней участие многим желающим. Вот один из примеров, с какими трудностями приходится сталкиваться талантливым ученикам при поездке на олимпиаду. К тому же участие в олимпиаде — дело добровольное, а значит количество участников от регионов не пропорционально количеству жителей. Корректнее было бы сравнивать результаты школьников из разных регионов по отношению к количеству участников, начиная с муниципального этапа. К сожалению, такие статистические данные организаторы олимпиад не публикуют.
Заключение
Нельзя отрицать, что в Москве происходят изменения в сфере образования. Отчасти их можно рассматривать, как позитивные. Но в целом ситуация в школьном образовании пока не позволяет говорить о значительных успехах. Многие известные преподаватели оценивают падение качества образования, как катастрофическое. Олимпиадники составляют очень маленькую долю от количества учащихся и это люди, которые достигают своих успехов во многом без участия школы. Если кто-то хочет посмотреть, как московские власти помогают победителям ВОШ, то рекомендую съездить в интернат СУНЦ МГУ и посмотреть, в каких условиях живут эти дети, успехи которых Сергей Семенович ставит себе в заслугу. Это реально бомжатник, отправлять жить в который будущую интеллектуальную элиту просто недопустимо.
Неужели нельзя построить современный учебный центр для одаренных детей, как это сделали в Казани с Иннополис лицеем? Программу обучения для таких детей необходимо делать совершенно другой. Калечить их мозги, натаскивая на успешную сдачу ЕГЭ, нет никакой необходимости. Они все-равно поступают в ВУЗы по результатам олимпиад. Их творческий потенциал позволяет осваивать гораздо более сложные и малоизученные темы, к которым массовая школа никогда не подойдет. Современная школьная программа обучения вызывает отторжение в старших классах у одаренных детей. Нужно сделать альтернативный путь школьной аттестации для них помимо ЕГЭ. Это может быть профильный экзамен в комиссии, составленной из профессоров уважаемых ВУЗов. Или наличие публикаций в научных изданиях.
Конечно, все это мечты. В действительности же в следующем году команда Москвы на финалах всероса будет еще более представительной, что позволит получить больше дипломов. И это даст повод порассуждать о росте качества образования.
Квота на число призёров заключительного этапа была 45% все годы, кроме 2014, и ТОЛЬКО в 2014 году квота была 30%. В 2013 году ситуация была сложная, формальная квота была 45%, но центральный оргкомитет устанавливал число призёров меньше 45%, чтобы число призёров соответствовало числу премий.
Документы. Положение о всероссийской олимпиаде школьников от 2010 года, пункт 59: https://rg.ru/2010/01/29/olimpiada-dok.html
Там квота прописана в 45%.
Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников от 2014 года, пункт 24: https://rg.ru/2014/01/29/olimpiadi-dok.html
Там квота прописана в 30%.
Изменения порядка проведения от 2015 года, устанавливающие квоту в 45%: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177840/c67738b2e55650c88d101c56fd9b4daf2d9af3ba/#dst100010
Автор, не занимайся подобной аналитикой, ты не эксперт в этой области.
Большое спасибо за Ваши замечания. Обязательно поправлю свои расчеты в статье.
Что касается экспертов, то тут совсем не согласен. По ссылке в начале статьи можно почитать, как пишут эксперты:
«Результаты всероссийской олимпиады школьников являются серьезной независимой оценкой уровня образования регионов. Московские школьники продолжают идти в отрыв от своих сверстников. Новый рекорд московских школьников на Всероссийской олимпиаде — 906 дипломов.»
Ни слова о том, что количество дипломов зависит от количества участников. И о том, что Москва каждый год посылает больше школьников на финалы. Рост количества дипломов преподносится, как очевидное доказательство роста качества образования. Разве может ЭКСПЕРТ так трактовать результаты?
Если бы у нас были нормальные эксперты в этой области, то тогда бы я и не стал дублировать их аналитику.