В текущем 2019-2020 учебном году организаторы Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ) провели большие изменения в своей базе данных. На сайте появились данные о результатах участия московских школьников в олимпиаде, начиная с 2010 года. Но при этом недавно был закрыт доступ к старой версии базы, в которой отображались списки победителей и призеров с указанием номера школы и логинов участников. Теперь публикуются только списки победителей и призеров, в которых указаны имя, класс, набранные баллы и статус (победитель или призер). Для определения номера школы участника нужно сверять списки победителей и списки приглашенных на региональный этап по именам. В списках приглашенных есть информация о номере школы участника олимпиады.
В текущем олимпиадном году 286 учеников из 35 московских школ получили дипломы регионального этапа ВОШ. В таблице ниже представлены результаты этих школ за последние 10 лет.
Дипломы РЭ ВОШ по информатике 2010-2019
Логин школы | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
sch778179 | 11 | 16 | 24 | 31 | 46 | 42 | 48 | 55 | 52 | 63 | 388 |
sch779318 | 42 | 34 | 21 | 22 | 41 | 32 | 32 | 38 | 48 | 51 | 361 |
sch772007 | 6 | 10 | 9 | 11 | 22 | 27 | 31 | 25 | 22 | 21 | 184 |
sch770002 | 5 | 5 | 2 | 2 | 8 | 9 | 7 | 20 | 27 | 33 | 118 |
sch770057 | 4 | 2 | 3 | 6 | 12 | 13 | 14 | 15 | 15 | 15 | 99 |
sch779004 | 3 | 3 | 4 | 6 | 13 | 13 | 12 | 12 | 11 | 2 | 79 |
sch771329 | 0 | 0 | 0 | 1 | 6 | 9 | 15 | 11 | 11 | 18 | 71 |
sch771543 | 5 | 4 | 9 | 6 | 7 | 8 | 10 | 6 | 7 | 3 | 65 |
sch771568 | 2 | 3 | 6 | 2 | 2 | 6 | 5 | 9 | 6 | 7 | 48 |
sch771514 | 4 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 3 | 7 | 5 | 2 | 44 |
sch779896 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 9 | 21 | 30 |
sch771580 | 0 | 1 | 0 | 2 | 2 | 4 | 2 | 8 | 8 | 3 | 30 |
sch771534 | 4 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 5 | 6 | 26 |
sch771599 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 1 | 2 | 3 | 6 | 15 |
sch779646 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 | 6 | 4 | 15 |
sch770171 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 14 |
sch770444 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 4 | 2 | 3 | 11 |
sch772101 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 3 | 5 | 10 |
sch771557 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 10 |
sch778067 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 8 |
sch771535 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 2 | 7 |
sch770654 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 7 |
sch779001 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 6 |
sch779850 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 |
sch771533 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 5 |
sch779414 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 3 |
sch779195 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 3 |
sch772107 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 3 |
sch771547 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |
sch771288 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |
sch771505 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 |
sch772121 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |
sch770548 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 |
sch772087 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
sch770017 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Первые 7 школ в этом году собрали почти 78% всех дипломов с регионального этапа по сравнению с 71% в прошлом году. То есть происходит концентрация олимпиадников в самых сильных школах. У тех, кто хочет заниматься информатикой на высоком уровне в своей школе, выбор невелик.
Количество дипломов у школы сильно зависит от размера школы и количества профильных классов внутри школы. Попробуем оценить результаты выступления учеников школы с учетом количества. То есть насколько сильный результат показывали ученики школы в среднем на одного участника.
Первым показателем будет эффективность участия в олимпиаде. Этот показатель является отношением количества полученных дипломов к количеству участников регионального этапа от школы. К сожалению, организаторы олимпиады перестали публиковать списки участников регионального этапа, поэтому количество участников от школы будем брать по количеству приглашений на региональный этап. Безусловно, не все приглашенные принимали участие в олимпиаде, поэтому возможны погрешности в этом расчете. Но в целом это достаточно информативный показатель.
В качестве еще одного показателя эффективности можно взять разницу в количестве набранных баллов учениками школы по отношению к среднему результату участников олимпиады.
Методика расчета
- для удобства сравнения нормируем все набранные участниками баллы по шкале от 0 до 100, для этого делим результат участника на максимальный результат для данного класса
- вычитаем из среднего результата учеников школы средний результат всех участников олимпиады (для каждого класса отдельно)
- считаем средневзвешенную разницу за последние 5 лет с учетом количества участников от школы в разные годы
Период в 5 лет берется для того, чтобы сгладить выбросы для школ с небольшим количеством участников. Совсем давние результаты тоже нет смысла включать в расчет, поскольку за это время произошло много изменений в школах. Полученные результаты представлены в следующей таблице.
Сравнение набранных баллов участниками РЭ по информатике 2015-2019
Логин школы | Участники | Разница |
---|---|---|
sch779004 | 50 | 9.1 |
sch770444 | 11 | 4.9 |
sch771557 | 9 | 3.2 |
sch779896 | 30 | 2.9 |
sch770017 | 1 | 2.9 |
sch771547 | 2 | 2.7 |
sch778067 | 5 | 2.7 |
sch778179 | 257 | 1.9 |
sch779318 | 194 | 1.8 |
sch770057 | 71 | 1.2 |
sch779001 | 6 | 0.6 |
sch770002 | 94 | -0.2 |
sch771599 | 15 | -0.2 |
sch771543 | 34 | -0.3 |
sch771329 | 64 | -0.8 |
sch779195 | 3 | -0.8 |
sch772007 | 126 | -0.9 |
sch771514 | 24 | -0.9 |
sch771568 | 33 | -3 |
sch772101 | 10 | -3.3 |
sch779414 | 3 | -3.5 |
sch770548 | 2 | -3.5 |
sch771288 | 2 | -3.6 |
sch771505 | 2 | -4.5 |
sch772121 | 2 | -5.2 |
sch771535 | 6 | -6.4 |
sch772107 | 3 | -6.9 |
sch779850 | 6 | -7 |
sch779646 | 15 | -7.1 |
sch770171 | 12 | -7.4 |
sch771533 | 4 | -7.4 |
sch771580 | 25 | -8.9 |
sch771534 | 16 | -10.2 |
sch772087 | 1 | -11.3 |
sch770654 | 2 | -12.6 |
- колонка "Логин школы" - код школы во ВОШ
- колонка "Участники" - количество результатов учеников школы на РЭ по информатике за 5 лет
- колонка "Разница" - разница в набранных баллах между средним результатом учеников школы и средним результатом всех призеров РЭ по предмету
Как видно из таблицы, у школ № 17 и 1547 за последние 5 лет были всего 1 и 2 призера РЭ по информатике соответственно. Эти результаты имеют маленькую статистическую значимость.
Следует отметить очень высокий результат призеров школы Интеллектуал (sch779004) по сравнению с другими участниками за последние 5 лет. Однако после ухода из школы лучших учеников, например, многократный победитель ВОШ и международных олимпиад Егор Лифарь перешел в СУНЦ МГУ, результаты школы резко упали — всего 2 диплома РЭ в этом году.
У лидеров по количеству дипломов школ № 179 и СУНЦ МГУ средний результат призеров по набранным баллам выше среднего балла для всех участников олимпиады на 1.9 и 1.8 баллов. Но следует учитывать, что эти 2 школы за последние 5 лет забирали себе 40% дипломов, то есть они в большой степени и формировали средний балл для всех участников регионального этапа ВОШ. Если сравнивать результаты учеников этих школ со средним результатом остальных участников, то разница будет существенно больше (около 3-4 баллов).
Для наглядности результаты из таблицы представлены на диаграмме ниже.
Хорошо видно, что ученики школ № 654, 2087, 1534, 1580 с трудом получают дипломы РЭ по информатике. Набранные баллы у призеров из этих школ намного ниже среднего результата. Очевидно, что большая часть дипломов получена около нижней границы.
Хороший прогресс по информатике наблюдается у лицея «Вторая школа» в последние 3 года. Растет количество дипломов: 7-20-27-33, улучшается результативность участия: 26.9% — 57.1% — 57.4% — 63.5%.
Рассмотрим немного подробнее результаты школ, у которых на последнем региональном этапе было не меньше 2х дипломов:
Доля учеников с дипломами РЭ по информатике 2019-2020
Логин школы | 2018 | 2019 | 9-11 кл | 5-8 кл | Ученики | Дипл, % |
---|---|---|---|---|---|---|
sch778179 | 52 | 63 | 355 | 31 | 386 | 16.3% |
sch779318 | 48 | 51 | 380 | 0 | 380 | 13.5% |
sch770002 | 27 | 33 | 372 | 33 | 405 | 8.1% |
sch772007 | 22 | 21 | 340 | 17 | 357 | 5.9% |
sch779896 | 9 | 21 | 248 | 27 | 275 | 7.6% |
sch771329 | 11 | 18 | 783 | 32 | 815 | 2.2% |
sch770057 | 15 | 15 | 468 | 42 | 510 | 2.9% |
sch771568 | 6 | 7 | 673 | 6 | 679 | 1.0% |
sch771534 | 5 | 6 | 813 | 1 | 814 | 0.7% |
sch771599 | 3 | 6 | 1019 | 6 | 1025 | 0.6% |
sch772101 | 3 | 5 | 361 | 0 | 361 | 1.4% |
sch779646 | 6 | 4 | 1925 | 0 | 1925 | 0.2% |
sch771543 | 7 | 3 | 300 | 2 | 302 | 1.0% |
sch771580 | 8 | 3 | 1291 | 2 | 1293 | 0.2% |
sch770444 | 2 | 3 | 362 | 7 | 369 | 0.8% |
sch779001 | 2 | 3 | 543 | 3 | 546 | 0.5% |
sch779004 | 11 | 2 | 139 | 7 | 146 | 1.4% |
sch771514 | 5 | 2 | 797 | 3 | 800 | 0.3% |
sch770171 | 2 | 2 | 851 | 3 | 854 | 0.2% |
sch771557 | 2 | 2 | 716 | 4 | 720 | 0.3% |
sch771535 | 2 | 2 | 846 | 11 | 857 | 0.2% |
- колонки "2018", "2019" показывают количество дипломов РЭ по информатике у школ
- колонка "9-11 кл" показывает количество учеников школ в 9-11 классах
- колонка "5-8 кл" показывает количество учеников младших классов, принимающих участие в РЭ ВОШ
- колонка "Ученики" - сумма двух предыдущих колонок
- колонка "Дипл, %" - доля учеников школ, получивших дипломы РЭ по информатике
Данные о количестве учеников в 9-11 классах взяты с официальных сайтов школ на портале Департамента образования и науки города Москвы. Кроме школ: СУНЦ МГУ, Летово, 2101, Лицея ВШЭ, для которых нет открытых данных о составе классов. По этим школам информация взята из альтернативных источников.
Если смотреть на количество учеников, имеющих дипломы регионального этапа ВОШ по информатике, среди всех учеников 9-11 классов школ плюс младшеклассники, вышедшие на РЭ по любому предмету, то можно сказать, что информатика популярна только в 5 московских школах. Две лучшие школы — это № 179 и СУНЦ МГУ. Примерно в 2 раза меньше концентрация таких учеников в Лицее Вторая школа, Летово и школе № 2007.
Не смогли найти результаты 11 призёров регионального этапа из 179-й школы за 2010-2011 год (см. https://olympiads.ru/moscow/2010/region/prizers.shtml)? Ну так потому, что они приписаны, вероятно, на логин sch770179, а не sch778179.
Вы правы. Внесу коррективы в таблицу.
Добрый день!
Последняя таблица — некорректный процент по некоторым школам, например, по 57 и 1329, где физмат / информатикой занимаются 2-3 класс из всей параллели, остальные гуманитарные, языковые, биологические. Можно сделать отдельную таблицу по физмат/ мат классам/ матинфо, тогда родители учеников, планирующих поступление, скажут вам огромное спасибо!!!
Наталья, такая же ситуация во многих школах, где существуют классы с разными профилями. К сожалению, учесть этот фактор практически невозможно. Во-первых, не для всех школ существует информация о распределении учеников по профильным классам. И получится, что для одних школ учитываем только долю учеников из профильных классов, а для других — всех учеников школы. Сравнение будет некорректным. Во-вторых, есть дети, которые занимаются информатикой и в непрофильных классах. Многие ходят на курсы и кружки помимо занятий в школе. Как вычесть результаты этих детей от тех, кто всему научился в школе? В-третьих, сейчас существует большое разнообразие названий, которые школы придумывают для разных профилей и нет точного описания, какое количество предметов и часов уделяются разным предметам в них.
Надо воспринимать данную статистику, как один из аргументов для сравнения школ. Кроме того, есть такие показатели, как результативность участия и сравнение набранных баллов, которые оценивают силу учеников школ, принимающих участие в РЭ, по отношению к другим участникам. По ним можно смотреть, в каких школах олимпиадники добиваются лучше результатов.