Shocked emoicon

Грустные результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Лидер рейтинга — Лицей «Вторая школа»

Рассмотрим более внимательно итоги муниципального этапа ВОШ 2017-2018 для лидера рейтинга – лицея «Второй школы». Поскольку мой ребенок учится в этой школе, то мне интересно познакомиться с этими результатами подробнее.
В этой школе олимпиаду по физике и математике все ученики писали в обязательном порядке, поэтому итоги позволяют наглядно понять уровень знаний, который есть по этим предметам.
Для начала расскажу немного подробнее о процессе поступления. Л2Ш занимает лидирующие позиции в большинстве рейтингов школ Москвы и России и множество родителей стремятся отдать своих детей учится сюда. Конкурс на поступление составляет порядка 20 человек на место. Многие дети готовятся по 1-2 года на подготовительных занятиях в Вечерней многопредметной школе (ВМШ) при лицее. Также есть ученики с малого мехмата МГУ и других курсов подготовки. При поступлении сдается два экзамена по математике, уровень знаний по математике требуется такой, что поступающие должны легко становится призерами-победителями муниципального этапа ВОШ. Например, мой сын на втором устном экзамене решил 9 из 10 задач и при этом попал только в резервные списки. Подразумевается, что учатся тут очень одаренные дети. Вот и посмотрим на их результаты.

Олимпиада по математике

Как обычно, не обошлось без небольшой подтасовки результатов. Количество дипломов, полученных учениками 6 классов на МЭ, посчитали (14 призеров и 3 победителя). Но для расчета доли призеров, использовали количество учеников только 7-11 классов.
Задачи по математике на муниципальном этапе довольно простые, сын без каких-либо подготовок решает 5 из 6 задач. Для того, чтобы стать призером МЭ в 2017 году требовалось решить 3 задачи в 7-8 классах и 4 из 6 в 9-11 классах.
В лицее «Вторая школа» только 34% учеников 7-11 классов смогли стать призерами/победителями МЭ по математике (27.3% — призеры, 6.7% — победители). На мой взгляд весьма скромный результат, если учесть какой отбор проводится в эту школу и что около трети учебного времени отводится на математику. Я вижу несколько возможных причин, которые могут объяснить такой низкий результат:
1 — при подготовке учеников для поступления на занятиях ВМШ при лицее происходит натаскивание на решение нужных задач и реальные математические способности такая система вступительных тестов не выявляет;
2 — программа преподавания не позволяет поднимать уровень слабых учеников так, чтобы они могли становится призерами математических олимпиад. Это можно проследить по результатам регионального этапа ВОШ по математике:

Выпуск, год9 уч9 пр9 поб10 уч10 пр10 поб11 уч11 пр11 поб
20195217539186
2018441815412338122
2017461234512229103
20163716236112

Как видно из приведенной таблицы, не существует роста количества призеров и победителей математической олимпиады ВОШ по мере обучения учеников в лицее. Если есть у ребенка способности в математике, то их в школе могут сохранить. Однако поднять уровень тех, кто не дотягивает до призера, чтобы они тоже побеждали в олимпиадах, не получается. Данная статистика показывает, что успехи школы определяются отбором при поступлении, а не обучением.

3 — непрозрачная схема поступления позволяет поступать в школу ученикам не по их результатам, а пользуясь связями родителей и т.п. Это объясняет, почему большое количество родителей выступает категорически против опубликования к каком-либо виде результатов учеников в общем доступе. Большинство учителей выставляет оценки в электронный журнал так, что ребенок может только в электронном дневнике узнать, какая у него оценка. Несмотря на такую закрытость все-равно появляются факты, свидетельствующие что достаточно много учеников учатся на двойки и тройки и это явно противоречит высоким требованиям на вступительных экзаменах. В оправдание этому родители тиражируют легенды о том, что в Л2Ш очень высокие требования и двойка тут соответствует четверке в обычной школе. По моим наблюдениям только по математике и физике ученики из Л2Ш в других приличных школах могут получать оценки выше. По другим предметам я не исключаю, что результат будет обратным.
4 – общее снижение уровня российского образования (об этом я напишу в следующем посте). Поэтому даже при обычной учебной программе ученики Л2Ш способны показывать результаты лучше, чем у других школ. А в таком случае зачем напрягаться учителям и напрягать учеников, если на фоне других школ и так все хорошо выглядит.

Олимпиада по физике

Что касается физики, то тут результат на муниципальном этапе 2017-2018 года получился немного лучше, чем по математике:
35.5% учеников школы смогли стать призерами, 11.9% стали победителями этого этапа олимпиады.
Но стоит учесть, что в задачах МЭ по физике для 7-8 классов по 2 задачи совсем примитивные. Это задачи на движение, аналогичные задачи вполне могут встречаться и в олимпиадах по математике, то есть для их решения не нужно даже физику знать. Фактически надо решить одну задачу из оставшихся двух, причем даже не полностью: в 7 классе достаточно получить 25 баллов из 40 чтобы стать призером, в 8 классе — 27 баллов.
В 9 классе тоже 2 задачи примитивные, там надо на оставшихся 3 задачах набрать 12 баллов, чтобы стать призером. Задача с расчетом силы тока очень простая. В итоге надо набрать 2 балла на 2 задачах.
Для 10 класса 1 и 5 задачи должны решаться за 5 минут. На 2-4 задачах набрать 15 баллов тоже не выглядит уж очень сложной проблемой.
11 классу задачки достались посложнее, но и набрать то надо лишь 25 баллов на 5 задачах чтобы стать призером.
Это как надо учиться, чтобы после нескольких лет обучения физике в ведущей московской физико-математической школе, где этому предмету уделяется очень много времени, не уметь решать простые задачки. Как-то это плохо согласуется с описанием одаренных детей, которых набирают в эту школу с очень большим конкурсом на место.
Что-то нужно им менять в образовательной модели. Можно рассмотреть вариант распределения учеников между классами по их результатам. Все-таки школа большая — есть 5 классов в параллели. Тогда можно будет адаптировать программу обучения с учетом уровня учеников. Но школа официально заявляет, что все классы одинаковые и она не делает деления между учениками. Соответственно, учителям приходится ориентироваться на средний уровень класса. Лучшим ученикам скучно, а слабым все-равно тяжело. На мой взгляд отличный вариант применяют в школе Интеллектуал. Там все ученики объединены в один большой класс, но на урок они делятся на группы примерно по 15 человек. Две группы, например, идут на углубленную математику, одна — на базовую математику. На следующем уроке, например, английского класс делится на совершенно другие группы по уровню знаний языка. На большинстве уроков класс все время распределяется по разным группам. Так удается наиболее эффективным образом проводить обучение по разным предметам с учетом интересов и способностей учеников.

Если у лидера рейтинга результаты муниципального этапа не самые выдающиеся, то у остальных школ поводов гордиться тоже не много. Истории про поколение ЕГЭ лишь отражают реальную ситуацию с образованием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *