В последние годы значимость Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ) значительно возросла. На некоторые популярные направления в ВУЗах уже нельзя поступить без диплома олимпиады, по крайней мере на бюджетные места. Достижение призового места на олимпиаде становится целенаправленной стратегией поступления в ВУЗ, рассчитанной на несколько лет. Дети ездят в олимпиадные школы на каникулах, занимаются с олимпиадными тренерами. В такую подготовку вкладывается много усилий и ресурсов, как ребенка, так и родителей. Но далеко не все дети в итоге становятся победителями и призерами ВОШ.
Существуют вундеркинды, которые обладают врожденными талантами, способные без больших усилий добиваться высоких результатов. Но большинству детей требуется очень много трудится, чтобы стать призером олимпиады. Чтобы повысить свои шансы на победу, требуется сделать выбор, на каком предмете сосредоточить усилия. Хорошо если у ребенка есть любимый предмет, которые ему легче всего дается. Тут все очевидно. Но если у ребенка ровные оценки по нескольким предметам и нет каких-то предпочтений, то имеет смысл выбирать из тех предметов, где больше шансов добиться успеха, то есть меньше конкуренция.
Для сравнения на графике ниже можно посмотреть, какое количество участников в Москве по разным предметам. Это количество посчитано по уникальным логинам участников олимпиады, которые опубликованы на сайте ВОШ, начиная с призеров муниципального этапа.
Хорошо видно, что больше всего участников приходится на олимпиаду по Английскому языку. Хотя в последний год произошел резкий прирост участников по Русскому языку, Литературе, Биологии и Обществознанию. Но только количество участников в Москве еще не является прямым показателем уровня конкуренции. Ведь по разным предметам на финал олимпиады ездят разные по размерам команды. Кроме того, победители и призеры прошлого года, младше 11 класса, участвуют в финале без отбора. Все остальные участники претендуют на свободные места. Точнее уровень конкуренции показывает доля участников муниципального и регионального этапов, попавших в команду Москвы на финал олимпиады. Данные о количестве участников и финалистах 2019 года представлены в таблице ниже.
Доля участников ВОШ на финале 2019
Предметы | Команда | 2018 | Участники | Доля. % |
---|---|---|---|---|
Испанский | 45 | 13 | 518 | 6.18% |
Итальянский | 18 | 5 | 233 | 5.58% |
Астрономия | 46 | 13 | 671 | 4.92% |
Французский | 65 | 17 | 1004 | 4.78% |
Экономика | 124 | 16 | 2274 | 4.75% |
Информатика | 100 | 22 | 2147 | 3.63% |
Китайский | 15 | 6 | 252 | 3.57% |
Химия | 84 | 27 | 1797 | 3.17% |
Немецкий | 34 | 12 | 694 | 3.17% |
Технология | 49 | 5 | 1548 | 2.84% |
Математика | 134 | 35 | 3883 | 2.55% |
Экология | 63 | 10 | 2200 | 2.41% |
Физика | 107 | 26 | 3472 | 2.33% |
Искусство | 79 | 24 | 2406 | 2.29% |
География | 59 | 15 | 2354 | 1.87% |
История | 81 | 17 | 3491 | 1.83% |
Право | 109 | 42 | 3664 | 1.83% |
ОБЖ | 58 | 24 | 2843 | 1.20% |
Литература | 95 | 12 | 7565 | 1.10% |
Русский | 97 | 21 | 7283 | 1.04% |
Английский | 92 | 17 | 8316 | 0.90% |
Обществознание | 69 | 18 | 6487 | 0.79% |
Биология | 69 | 16 | 6922 | 0.77% |
Физкультура | 25 | 9 | 2130 | 0.75% |
1. Колонка "Команда" показывает количество участников финала по предмету 2019 от Москвы
2. Колонка "2018" показывает количество членов команды, которые вошли в состав по результатам 2018 года
3. Участники - количество уникальных логинов на муниципальном и региональном этапах
4. Колонка "Доля, %" - доля участников олимпиады, прошедших на финал через предварительные этапы ("Команда" - "2018")/"Участники"
Для сравнения в таблице ниже показано, как менялась доля финалистов от участников всероссийской олимпиады школьников по разным предметам за последние 4 года.
Доля участников ВОШ в команде Москвы на финалах
Предметы | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | Средняя | Конкурс |
---|---|---|---|---|---|---|
Испанский | 7.37% | 10.26% | 8.38% | 6.18% | 8.05% | 13 |
Итальянский | 8.28% | 7.01% | 8.92% | 5.58% | 7.45% | 14 |
Китайский | 10.06% | 5.82% | 5.24% | 3.57% | 6.17% | 17 |
Французский | 6.23% | 5.77% | 7.44% | 4.78% | 6.06% | 17 |
Экономика | 7.05% | 5.06% | 6.26% | 4.75% | 5.78% | 18 |
Астрономия | 4.24% | 8.40% | 3.21% | 4.92% | 5.19% | 20 |
Немецкий | 5.76% | 5.33% | 5.48% | 3.17% | 4.93% | 21 |
Химия | 3.00% | 4.98% | 4.95% | 3.17% | 4.03% | 25 |
Искусство | 5.66% | 4.18% | 2.93% | 2.29% | 3.77% | 27 |
Информатика | 3.42% | 3.38% | 2.62% | 3.63% | 3.26% | 31 |
Право | 2.55% | 3.68% | 4.09% | 1.83% | 3.04% | 33 |
Физика | 2.48% | 2.51% | 2.39% | 2.33% | 2.43% | 42 |
Математика | 1.98% | 1.95% | 3.09% | 2.55% | 2.39% | 42 |
Экология | 2.13% | 1.53% | 2.11% | 2.41% | 2.05% | 49 |
История | 1.71% | 1.66% | 1.76% | 1.83% | 1.74% | 58 |
Технология | 0.95% | 1.59% | 1.36% | 2.84% | 1.68% | 60 |
ОБЖ | 1.29% | 2.11% | 1.83% | 1.20% | 1.61% | 63 |
География | 1.80% | 1.46% | 0.90% | 1.87% | 1.51% | 67 |
Русский | 1.58% | 1.65% | 1.17% | 1.04% | 1.36% | 74 |
Биология | 1.50% | 1.14% | 1.19% | 0.77% | 1.15% | 88 |
Обществознание | 1.34% | 0.98% | 1.43% | 0.79% | 1.13% | 89 |
Литература | 1.11% | 1.08% | 1.07% | 1.10% | 1.09% | 92 |
Физкультура | 1.30% | 0.43% | 1.04% | 0.75% | 0.88% | 114 |
Английский | 0.57% | 0.76% | 0.83% | 0.90% | 0.76% | 131 |
Колонка "Конкурс" показывает среднее количество участников олимпиады, начиная от призера муниципального этапа, из которых только 1 человек отбирается в команду Москвы на финал ВОШ
Сравнение сложности получения дипломов в финале
С уровнем конкуренции за попадание на финал олимпиады из Москвы более-менее понятно. Но насколько сложны финальные этапы. Ведь попасть на финал — это далеко не самое сложное. Победителями и призерами становятся менее половины участников. Можно ли сравнить финалы по разным предметам между собой по уровню сложности? Это можно сделать, сравнивая результаты выступления школьников, участвующих в нескольких финалах подряд. Думаю, что многие согласятся с тем, что результат в финале часто зависит от удачи. Например, знать одинаково хорошо все темы по истории или, например, физике невозможно. И если попадается задание на любимую тему, то результат будет выше, чем если досталось что-то плохо изученное. В программировании ситуация отличается. Количество необходимых для успешного решения задач знаний алгоритмов ограничено. Здесь удача играет гораздо меньшую роль, важнее наработанная скорость мышления.
Подробное описание метода сравнения сложности предметов можно посмотреть в рейтинге за прошлый год. Здесь не буду повторяться, приведу лишь три критерия, которые используются для анализа:
- Для всех учеников, которые принимали участие в финалах олимпиады по предмету в 2018 и 2019 году, считаем долю учеников, которые улучшили свои результаты в 2019 году. Это участники финала 2018, которые стали призерами или победителями в 2019 году или призеры 2018 года, ставшие победителями в 2019 году.
- Для всех победителей и призеров 2018 года, которые также принимали участие в финале 2019 года, считаем долю учеников, которые не ухудшили свои результаты в 2019 году.
- Для всех участников финала 2018 года, не ставших победителями и призерами, которым пришлось заново отбираться на финал 2019 года через предварительные этапы, считаем долю учеников успешно прошедших в финал 2018 года.
Расчет количества школьников, которые выступали на финалах 2018 и 2019 годов и изменения их результатов по сравнению с прошлом годом показаны в следующей таблице.
Изменения результатов прошлогодних участников финала
Предметы | Уч 18 | Фин 19 | + | = | - | Фин+ | Фин- |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Английский | 11 | 5 | 9 | 7 | 6 | 18 | 17 |
Астрономия | 8 | 4 | 2 | 7 | 8 | 14 | 13 |
Биология | 19 | 9 | 8 | 12 | 5 | 20 | 16 |
География | 16 | 6 | 11 | 9 | 1 | 17 | 15 |
Информатика | 35 | 19 | 17 | 21 | 3 | 36 | 22 |
Искусство | 16 | 4 | 4 | 13 | 11 | 25 | 24 |
Испанский | 10 | 4 | 5 | 9 | 3 | 15 | 13 |
История | 28 | 15 | 14 | 15 | 3 | 30 | 17 |
Итальянский | 5 | 2 | 2 | 5 | 0 | 7 | 5 |
Китайский | 8 | 2 | 2 | 3 | 3 | 6 | 6 |
Литература | 56 | 17 | 14 | 11 | 4 | 28 | 12 |
Математика | 54 | 25 | 15 | 33 | 12 | 56 | 35 |
Немецкий | 8 | 3 | 4 | 11 | 0 | 13 | 12 |
ОБЖ | 22 | 2 | 5 | 17 | 4 | 24 | 24 |
Обществознание | 27 | 7 | 8 | 5 | 12 | 20 | 18 |
Право | 70 | 16 | 11 | 26 | 21 | 51 | 42 |
Русский | 44 | 12 | 7 | 19 | 7 | 28 | 21 |
Технология | 7 | 6 | 4 | 6 | 1 | 11 | 5 |
Физика | 44 | 8 | 5 | 20 | 9 | 29 | 26 |
Физкультура | 0 | 0 | 8 | 1 | 4 | 9 | |
Французский | 31 | 13 | 9 | 19 | 2 | 26 | 17 |
Химия | 32 | 8 | 10 | 16 | 9 | 33 | 27 |
Экология | 20 | 11 | 4 | 11 | 6 | 18 | 10 |
Экономика | 39 | 16 | 16 | 13 | 3 | 31 | 16 |
1. Колонка "Уч 18" - количество участников финалов 2018 года (без дипломов), которые участвовали в муниципальном или региональном этапах 2019 года
2. Колонка "Фин 19" - количество участников финалов 2018 года, пробившихся в финал 2019 года через отборочные этапы
3. Колонка "+" - количество участников финалов 2019 года, улучшивших свой прошлогодний результат
4. Колонка "=" - количество участников финалов 2019 года, повторивших свой прошлогодний результат
5. Колонка "-" - количество участников финалов 2019 года, ухудшивших свой прошлогодний результат
6. Колонка "Фин+" - суммарное количество призеров и участников финала прошлого года, у которых есть шанс выступить лучше
7. Колонка "Фин-" - суммарное количество победителей и призеров финала прошлого года, у которых есть шанс выступить хуже
Используя данные из приведенной выше таблицы, рассчитываем рейтинг сложности предметов Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году. Результаты расчета показаны в таблице ниже. Чем больше величина рейтинга, тем проще олимпиада в сравнении с другими предметами.
Рейтинг сложности предметов ВОШ 2019
Предметы | + | - | Фин | Рейтинг |
---|---|---|---|---|
Технология | 36.36% | 80.00% | 85.71% | 202.08% |
География | 64.71% | 93.33% | 37.50% | 195.54% |
Информатика | 47.22% | 86.36% | 54.29% | 187.87% |
История | 46.67% | 82.35% | 53.57% | 182.59% |
Экономика | 51.61% | 81.25% | 41.03% | 173.89% |
Итальянский | 28.57% | 100.00% | 40.00% | 168.57% |
Немецкий | 30.77% | 100.00% | 37.50% | 168.27% |
Французский | 34.62% | 88.24% | 41.94% | 164.79% |
Английский | 50.00% | 64.71% | 45.45% | 160.16% |
Биология | 40.00% | 68.75% | 47.37% | 156.12% |
Испанский | 33.33% | 76.92% | 40.00% | 150.26% |
Литература | 50.00% | 66.67% | 30.36% | 147.02% |
Математика | 26.79% | 65.71% | 46.30% | 138.80% |
Химия | 30.30% | 66.67% | 25.00% | 121.97% |
Русский | 25.00% | 66.67% | 27.27% | 118.94% |
Экология | 22.22% | 40.00% | 55.00% | 117.22% |
ОБЖ | 20.83% | 83.33% | 9.09% | 113.26% |
Китайский | 33.33% | 50.00% | 25.00% | 108.33% |
Астрономия | 14.29% | 38.46% | 50.00% | 102.75% |
Физика | 17.24% | 65.38% | 18.18% | 100.81% |
Обществознание | 40.00% | 33.33% | 25.93% | 99.26% |
Искусство | 16.00% | 54.17% | 25.00% | 95.17% |
Право | 21.57% | 50.00% | 22.86% | 94.43% |
Физкультура | 0.00% | 88.89% | 0.00% | 88.89% |
1. Колонка "+" - доля призеров и участников финала 2018 года, улучшивших свой результат в 2019 году
2. Колонка "-" - доля победителей и призеров финала 2018 года, не ухудшивших свой результат в 2019 году
3. Колонка "Фин" - доля участников финала 2018 года, которые снова пробились на финал 2019 года
4. Колонка "Рейтинг" - итоговый рейтинг сложности предмета олимпиады (сумма предыдущих трех колонок)
Поскольку количество участников двух подряд финалов по некоторым предметам маленькое, то статистические методы могут давать большой разброс. В таком случае лучше ориентироваться на средний результат за несколько лет. Ниже приведены рейтинги сложности предметов олимпиады за последние 4 года.
Рейтинг сложности предметов ВОШ 2016-2019
Предметы | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | Средний |
---|---|---|---|---|---|
Информатика | 207.04% | 229.10% | 195.18% | 187.87% | 204.80% |
Испанский | 240.00% | 184.62% | 150.26% | 191.62% | |
Французский | 188.10% | 185.74% | 212.93% | 164.79% | 187.89% |
География | 204.24% | 190.00% | 159.72% | 195.54% | 187.38% |
Экономика | 172.60% | 202.83% | 156.47% | 173.89% | 176.45% |
Немецкий | 169.09% | 154.17% | 175.69% | 168.27% | 166.81% |
История | 182.94% | 136.73% | 158.70% | 182.59% | 165.24% |
Технология | 139.29% | 118.57% | 200.00% | 202.08% | 164.98% |
Английский | 119.44% | 179.30% | 146.98% | 160.16% | 151.47% |
Физкультура | 150.00% | 200.00% | 150.00% | 88.89% | 147.22% |
Искусство | 200.00% | 147.52% | 128.65% | 95.17% | 142.83% |
Итальянский | 202.86% | 50.00% | 168.57% | 140.48% | |
Биология | 135.93% | 126.23% | 134.85% | 156.12% | 138.28% |
Химия | 147.93% | 118.55% | 150.48% | 121.97% | 134.73% |
Математика | 116.68% | 91.23% | 145.78% | 138.80% | 123.12% |
Экология | 104.34% | 106.44% | 154.31% | 117.22% | 120.58% |
Литература | 127.50% | 96.64% | 108.87% | 147.02% | 120.01% |
Русский | 102.76% | 125.00% | 129.54% | 118.94% | 119.06% |
Китайский | 150.00% | 95.24% | 108.33% | 117.86% | |
ОБЖ | 127.91% | 136.43% | 70.95% | 113.26% | 112.14% |
Астрономия | 85.00% | 113.64% | 129.41% | 102.75% | 107.70% |
Право | 93.33% | 123.59% | 107.61% | 94.43% | 104.74% |
Обществознание | 126.11% | 81.93% | 105.84% | 99.26% | 103.29% |
Физика | 106.99% | 116.61% | 75.86% | 100.81% | 100.07% |
В 2015 году олимпиады по итальянскому, испанскому и китайскому языкам не проводились, поэтому рассчитать рейтинг по этим предметам за 2016 год нельзя
Итоги
Самым «легким» предметом на финальных этапах олимпиады оказалась информатика. Следует понимать, что в контексте данного рейтинга простота означает зависимость результата от уровня знаний и мастерства участников, то есть предсказуемость результата от затраченных усилий. В качестве аналогии можно привести рейтинг шахматистов. Игрок с более высоким уровнем мастерства имеет выше рейтинг и как правило показывает более высокие результаты в соревнованиях. Среди программистов проводится много соревнований, у них тоже есть свои рейтинги. И в соревнованиях чаще побеждают более сильные по рейтингу участники.
Самым сложным предметом олимпиады школьников по данному рейтингу оказалась физика.